Золотодобыча в Казахстане
Когда-то на этом месте была маленькая ямка, которая за 33 года превратилась в огромный карьер глубиной 135 метров и площадью поверхности – 1210 тыс.м2
Заместитель главного инженера по производству Виктор Ежов в этом году справляет своеобразную символическую дату: 22-летним парнем он пришел на Васильсковский ГОК (горно-обогатительный комбинат), 33 года с тех пор отработал, и в этом году отметил 55-летний юбилей. - Помню, когда вернулся из армии, меня позвали сюда мастером, но из-за того, что неделю протянул, устроился уже слесарем, - улыбается он. - Пришлось усиленно работать, чтобы вначале дослужиться до мастера, ну и дальше пройти весь путь.
Ежов — один из тех, кто помнит, как в начале 80-х здесь была неглубокая яма. Увеличивалась она крайне медленно, в середине 90-х был даже период, когда добыча и вовсе не производилась. Стоимость золота тогда достигла рекордного падения до 260 долларов за унцию, и денег на разработку карьера просто не было. Люди месяцами сидели без работы, ожидая вызова. С приходом инвестиций уже в середине 2000-х золотодобыча на месторождении получила второе дыхание. Для возрождения производства понадобилось 700 миллионов долларов, но уже только за последние два года удалось добыть столько же золота, сколько до этого добывали в течение двух десятилетий - 11, 5 тонн. В 2010 году по предложению президента Казахстана Васильковский ГОК был переименован в компанию «Altyntau Kokshetau»
Сейчас работа на карьере ведется безостановочно
24 часа в сутки происходит одно и то же действие: экскаватор ковшом набирает золотосодержащую руду и сгружает в огромные Каты (прим.: Cat – от «Caterpillar», фирма-производитель самосвалов и другой горной техники). А те уже везут ее в дробилку, откуда руда по конвейеру придет на фабрику, где из нее будут извлекать золото
Проектная производительность - 8 миллионов тонн руды в год. Пока добывают - 6. На одну тонну руды приходится 2 грамма золота. Именно из-за этих мельчайших частиц проделывается такая колоссальная работа
На смену стареньким «Белазам» пришли автосамосвалы «САТ-777». Один такой САТ весит 70 тонн, при этом его грузоподъемность составляет от 90 до 100 тонн. Он как огромный муравей, который может поднять груз, превышающий его вес. И как говорят водители, в управлении он даже проще, чем легковой автомобиль
Когда САТы только закупили, каждой машине дали свое прозвище. Теперь по карьеру разъезжают: «Ягуар», «Тигр», «Золотая антилопа», «Авангард», «Отличник» и даже трогательный «Апельсин»