Экскаватор Золотодобыча
Окончание. Начало в журнале «Зoлотодобыча» № 187, 188
В поездке на предприятия Соловьевского прииска мне на глаза постоянно попадались экскаваторы. На многих россыпях, где мне пришлось побывать раньше, самыми распространенными машинами были бульдозеры, и у меня накопилось большое количество фото их использования: бульдозеры на подаче песков на промприборы, для разваловки гали и эфелей, вскрыши торфов, рыхления коренных пород и т.п.
Немного истории. Начало широкому внедрению бульдозеров в советскую золотодобычу положил Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. В марте 1974 года он посетил Магадан, и при обсуждении вопросов золотодобычи пообещал приобрести для ПО «Северовостокзолото» тяжелые зарубежные бульдозеры при условии перевыполнения плана по добыче золота на 2 тонны. «Северовостокзолото» постаралось и добыло максимальное количество золота за всю историю Колымы — 83, 2 тонны, в том числе 2 тонны сверхпланового золота. Уже в апреле 1975 года в Магадан прибыла первая партия американских машин. Поставка включала 102 бульдозера марок «Катерпиллер», «Фиат-Аллис», «Аллис-Чалмерс» мощностью 350 л.с. каждый. Машины были снабжены клыками-рыхлителями и обладали высоким (10–12 тыс. часов) моторесурсом. После этого мощные бульдозеры получили широкое распространение и на других предприятиях СССР, особенно Комацу-375, а позже — Комацу-475.
Распространенность бульдозеров на горных работах связана с тем, что в руках опытного специалиста они являются универсальными машинами. Бульдозером можно толкать и тащить, рыхлить и копать… Несколько месяцев назад в Баунтовском районе (Бурятия) по случаю 170-летия золотодобычи поставили памятник в виде бульдозера.
По словам С.А. Черемнова, на предприятиях «Прииска Соловьевский» тяжелые бульдозеры тоже есть. Бульдозерный парк весьма внушительный — только тяжелых Д-355 более 30 единиц, Д-375 — 12 единиц. Используется вся эта «танковая» армада в основном на вскрыше торфов. Однако в последние годы по мере возможности стараются применять экскаваторы. Их преимущества хорошо объяснил С.А. Черемнов. Бульдозер — отличная машина, но дорогая в эксплуатации. Современный Komatsu D-375 имеет массу 67 тонн (как груженый ЖД вагон) и на любой работе таскает эти 67 тонн с собой, причем не по гладким рельсам (как вагон), а по бездорожью. Износ ходовой части и расход энергии происходят даже тогда, когда бульдозер передвигается без нагрузки. При средней загрузке расход солярки Комацу-375 составляет порядка 1800 л в сутки, износ ходовой требует своевременного техобслуживания и запчастей.